Каталог

венчальные салфетки

Фарфоровый завод в Дулево

история завода

Дулевский фарфоровый завод был основан купцом Терентием Кузнецовым в 1832 г. в пустоши Дулево (с 1937 г. Ликино-Дулево Московской области). С 1889 до 1917 принадлежал товариществу М.С. Кузнецова.

В революционные времена Дулевский фарфоровый завод был известен крупными яркими расписными чашками и чайниками, популярными в среде русского купечества и мещанства, получившими название «трактирная посуда». Они ассоциировались с русским чаепитием и составляли сервировку трактиров и чайных. На картинах Б. Кустодиева можно видеть пышных красавиц-купчих с такими чашками в руках. Подобные чашки обычно были расписаны розами и букетами, исполненными широким полнокровным мазком, с «оттяжкой». Их быстро и ловко наносили на фарфор женщины-мастерицы, которых называли Агафьями. Отсюда такая манера письма, и сами изделия получили название «агашки». Все эти сервизы, чайники, чашки, подносы, украшенные крупными цветами, определяли массовый выпуск Дулевского завода. В 1932 г. на завод в качестве главного художника был назначен Петр Васильевич Леонов. Он был одержим идеей создать новый национальный фарфор, прославить Дулево, обращается к русским национальным традициям, но берет их широко, эмоционально. Начинают рождаться оригинальные леоновские сервизы, отличающиеся своеобразием декоративных мотивов, буйством красок, крупным масштабом, например, сервизы «Жар-птица», «Маша выбирает жениха» и др. До сих пор в ассортименте Дулева сохраняется традиционный большой «трактирный» чайник, на нем пирамида заварных чайников и серия «аппетитных» трехграммовых чашек на глубоких блюдцах. Такая посуда расписывается крупными розами и букетами, часто используются цветное крытье и обильная позолота.

К концу 1950-х годов дулевцы постепенно переходят к наметившейся еще в предвоенные годы манере росписи своих изделий, в которой отчетливо нарастает декоративно-эмоциональный момент. Нельзя не принять во внимание влияние творчества П. Леонова, и в частности его знаменитого чайного сервиза «Золотой олень» (1958). Так наметилось новое направление развития Дулевского завода – путь широкого использования в росписи мотивов русского фальклора и народной орнаментики, яркой контрастной палитры, с преобладанием столь характерных для дулевского фарфора оранжево-красного (селенового), зеленого и синего цвета.

В 1960-е годы в дулевском фарфоре появляется и совершенно иная манера декорировки. В таких чайных сервизах, как «Нежный» (роспись Кукушкина, 1964), «Клетчатый» (роспись С. Аникина, 1966), «Золотая птица» и «Виноград» (роспись В. Колосова, 1967) чувствуется стремление оттенить белизну фарфора мягкими пастельными тонами росписи, золотой обводкой, простым геометрическим рисунком. Это был своеобразный художественный противовес чрезмерной «записанности» дулевского фарфора, которая наблюдалась в предшествующие годы.

В 1970-е годы особенно выделяется творчество Владимира Яснецова – художника большого живописного дарования лирического склада. Он украшает сервизы этюдами русской природы, покрывает блюда полевыми цветами. Массовая продукция Дулевского завода начинает все больше завоевывать прилавки магазинов, ее всегда можно узнать по крупным формам, грубоватому черепку и яркой мазковой росписи. За более чем 170-летнюю историю Дулевского фарфорового завода многое изменилось.

Сегодня это технически оснащенное предприятие с непрерывным технологическим циклом, на котором работает около 3-х тысяч человек. И он по-прежнему является одним из крупнейших заводов Европы, специализирующийся на выпуске высококачественного фарфора для самых широких слоев населения.

 

 

1918-1920гг.
1920-1921гг.
1921г.
 1924-1925гг.
 1925г.
 1926-1929гг.
 1926-1935гг.
1930-1934гг. 
1930г. 
 1930г. "Торгсин"-торговля с иностранцами.
 1934-1936гг.
1936-1945гг. 
 1948-1951гг.
 1952-1962гг.
 с 1962г.

 

Нравится